Дэвид Финчер родился 10 мая 1962 года в городе Денвер, штат
Колорадо, но вырос он в Калифорнии. Возможно соседство с Голливудом
объясняет его увлечённость кино с раннего детства. После просмотра
вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance
Kid, 1969) Финчер решает связать свою судьбу с кинематографом и в
восемь лет уже снимает собственные любительские фильмы.
В 18 лет, чтобы приобрести опыт участия в профессиональных
киносъёмках, Финчер трудоустраивается на студию Korty Films простым
рабочим (в его обязанности входит перенос и установка камер). Вышедший
на экраны в 1980 году второй фильм эпопеи Джорджа Лукаса «Звёздные
войны» «Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back),
производит сильное впечатление на Финчера. Он поступает в компанию по
производству спецэффектов ILM, принадлежащую Лукасу, где принимает
участие в работе над картинами «Возвращение джедая» (Return of the
Jedi, 1983) и «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (Indiana Jones and the
Temple of Doom, 1984) и «Бесконечная история» (The NeverEnding Story,
1984).
В 1984 году Финчер получает выгодное предложение заняться
производством рекламы на телевидении и покидает ILM. На новом поприще
его ждёт успех. Первый же рекламный ролик Финчера, заказанный
Американским онкологическим обществом (American Cancer Society),
привлекает внимание к режиссёру. В этом мрачном видео он показывает
младенца, курящего в утробе матери. Новые предложения не заставляют
себя ждать, Финчер снимает рекламу для таких известных компаний как
Revlon, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's.
В 1986 году Финчер переходит на работу в студию Propaganda Films,
где начинает снимать высокобюджетные музыкальные клипы. Среди работ
режиссёра — видео «Janie's Got A Gun» Aerosmith, «Love Is Strong» The
Rolling Stones, «Freedom» Джорджа Майкла. Но наибольшую известность
получает сотрудничество Финчера с Мадонной, для которой он создаёт
видео на песни «Express Yourself», «Vogue». Многие считают, что эти
клипы, и сегодня удивляющие своей открытой сексуальностью, одни из
лучших в творчестве певицы.
Став известным режиссёром, Финчер, тем не менее, периодически
продолжает снимать музыкальные и рекламные видео, одни из последих его
работ такого рода — клип на композицию «Only» группы Nine Inch Nails,
коммерческие ролики для Hewlett-Packard и Heineken. В своих
видеоработах Финчер руководствуется теми же принципами, что и в кино.
Появление новых технологий меняет изображение, стоит лишь сравнить
первые его работы и последние. То, с помощью чего сделана та или иная
работа зависит от совершенствования оборудования. Но всё же полёт
визуальной мысли в рекламных и музыкальных клипах для Финчера
значительно шире — в кино больше ограничений, накладываемых
продюсерами, сценаристами и прочими участниками съёмочного процесса.
Дебютом Финчера в большом кино становится картина «Чужой 3» (1992),
которая продолжает фантастическую историю о Чужом, начатую режиссёрами
Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном. Во время работы над фильмом у
Финчера возникают серьёзные разногласия с представителями
студии-производителя «Двадцатый век Фокс», в частности, режиссёра не
устраивает слабость предложенного сценария. Студию же не устраивали
методы работы Финчера, слишком мрачное и бескомпромиссное видение
истории Эллен Рипли, желание режиссёра придать саге религиозный,
клерикальный смысл. В итоге под напором руководства Фокс, Финчер
покидает студию на завершающей стадии съёмочного процесса. Студия
доделывает картину без участия режиссёра. Лента выходит в прокат и едва
отбивает средства, затраченные на производство. Фанаты сериала также
прохладно принимают фильм. До последнего времени среди поклонников
Финчера и саги о Чужих ходили слухи о том, что существует
альтернативная режиссёрская версия картины. Но Финчер никогда не
возвращался — этот факт подтвердился выходом специального DVD
переиздания фильма Чужой. На нём представлена расширенная версия
картины — из неё частично можно понять чего же хотел на самом деле
добиться Финчер. Также в буклете к изданию Фокс опровергает
существование режиссёрской версии и публично приносит извинения
Финчеру. Тем не менее репутация не самого удобного для студий режиссёра
сохраняется за Финчером и по сей день.
После некоторой паузы, заполненной съёмками музыкальных и рекламных
видео, Финчер триумфально возращается на большие экраны с триллером о
серийном убийце «Семь» (1995). В этом фильме впервые в творчестве
Финчера возникает образ большого американского города, в котором почти
всё время идёт дождь и очень редко светит солнце, — в таком
пространстве действуют герои этой и последующих картин режиссёра. Лента
получает прекрасные отзывы в прессе и становится одним из лидеров
кассовых сборов 1995 года, и это несмотря на отсутствие так любимого
американскими зрителями хэппи-энда. Финчер ещё раз демонстрирует, что
нетривиальные финалы картин — один из его излюбленных режиссёрских
приёмов. Многие критики называют фильм «Семь» в числе лучших триллеров
в истории кино, отмечая прекрасную игру актёров Кевина Спейси, Моргана
Фримена и Брэда Питта. С последним у Финчера складываются тёплые
отношения на съёмочной площадке и с тех пор они являются близкими
друзьями.
Кафкианский триллер «Игра» (1997) стилистически продолжает
предыдущую ленту. Рассказанная Финчером история преуспевающего банкира,
чья жизнь вдруг резко меняется после полученного на 48-летие необычного
подарка, воспринимается некоторыми критиками как современная версия
фильма нуар. В «Игру» же мечтает поиграть теперь каждый зритель, а
концовка заставляет зрителей сомневаться и пересматривать фильм на
видео неоднократно.
Самый громкий фильм Финчера — картина 1999 года «Бойцовский клуб»,
поставленная по мотивам одноимённой книги Чака Паланика. В съёмках этой
ленты снова участвует Брэд Питт, его герой Тайлер Дёрден ведёт
непримиримую борьбу с обществом потребления, зачастую прибегая к
террористическим методам. В «Бойцовском клубе» раскрывается
сатирический талант Финчера, картина высмеивает мужские комплексы,
некоторые реалии американской жизни (например, клубы взаимопомощи),
современное искусство и многое другое. Странная политика
компании-дистрибьютора и резко негативная реакция большинства
американских критиков, обвинивших режиссёра в пропаганде насилия и
вандализма, способствуют провалу фильма во внутреннем прокате. И снова
разногласия со студий Фокс — на этот раз по поводу главной проблемы
Финчера — невозможности уложиться в бюджетные рамки. По этой причине
Финчер так ни разу и не получает права окончательного монтажа. Какими
были бы «Бойцовский Клуб» и другие картины Финчера на самом деле,
зрителю остаётся только догадываться. В мире «Бойцовский клуб» делает
неплохие сборы, кроме того, лента становится одним из лидеров
видеопроката, так что, в целом, картина приносит неплохую прибыль.
Фильм приобретает статус культового, извращённая философия
саморазрушения Тайлера Дёрдена приходится по вкусу многим зрителям.
После событий 11 сентября 2001 года финал «Бойцовского клуба» получает
новое звучание. А Финчер заслуженно приобретает славу поэта своего
поколения, главного режиссёра поколения — того что описано в бойцовском
клубе — человека способного на киноманифесты.
Подвергшийся за картину «Бойцовский клуб» всевозможным нападкам,
свой следующий фильм «Комната страха» (2002) с Джоди Фостер в главной
роли Финчер снимает не выходя за рамки жанра традиционного триллера.
Режиссёр разыгрывает ситуацию «женщина, попавшая в ловушку в
собственном доме» по всем правилам голливудского кино. Лента делает
хорошие кассовые сборы, но разочаровывает бо́льшую часть поклонников
Финчера. Финчера ругают за непоследовательность и за то, что он
отворачивается от тех кому посвятил Бойцовский Клуб.
Тем не менее, именно «Комната Страха» показывает то, на что способны
современные технологии и способность Финчера довести картинку до
совершенства с их помощью. Именно здесь присутсвует тот самый
знаменитый большой проезд, в котором камера залетает в замочную
скважину, стены не представляют собой препятствия, а стёкла полностью
нарисованы на компьютере. Именно здесь становится важным не то, что
снято, а как это снято. И нарушая порой законы реальности, Финчер
ставит перед собой целью создать безупречную картинку и заставить
зрителя погрузиться в происходящее и верить каждому кадру и движению
героев.
В очередной раз Финчер поднимает главную тему своих картин — в
современном мире можно расчитывать только на свои силы и никто тебе не
поможет.
Позже Том Круз приглашает Финчера для съёмок фильма «Миссия
невыполнима-3», но вскоре увольняет его из-за разногласий, убеждая всех
при этом, что он очень хочет поработать с Дэвидом.
С 2001 года Финчер начинает выступать в качестве исполнительного
продюсера в проектах других режиссёров. Самый известный из них —
«Короли Догтауна» (Lords of Dogtown, 2005) Кэтрин Хардвик —
меланхоличный фильм о скейтерах семидесятых, рисующий картину целого
поколения. Желание рассказать о немного другом поколении появляется у
протеже Финчера — Фреда Дёрста (солиста и фронтмена группы Limp
Bizkit). И именно его Финчер приглашает в качестве режиссёра. Фред
Дёрст восхваляет Дэвида в своих произведениях, а в режиссёрских работах
чётко следует за его стилем, при том что Финчер постоянно учит Дёрста
режиссуре. В интервью они нахваливают друг друга и мечтают наконец
поработать вместе. Тем не менее планы Фреда меняются и Финчер уже и сам
готов снимать это кино, как вдруг на горизонте появляется Кэтрин
Хардвик с её дебютной картиной «Тринадцать» о трудной жизни подростков.
Финчер восхищается её особым визуальным стилем, который Кэтрин и
привносит в «Догтаун». Фильм ждёт полный провал в прокате — при том,
что отзывы достаточно положительны.
Весной 2007 года на экраны после многочисленных задержек наконец
выходит новый фильм Дэвида Финчера «Зодиак» — история о расследовании
дела серийного убийцы Зодиака, совершившего в Сан-Франциско 37
преступлений за двенадцать лет. В основе картины лежат реальные события
конца шестидесятых. Одну из главных ролей исполняет восходящая звезда
американского кино Джейк Гилленхол. «Зодиак» — первая картина в истории
голливудского кинематографа, полностью снятая на цифровую камеру
Thompson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия. В
США фильм получает прекрасную прессу, однако оглушительно проваливается
в национальном прокате, не собрав и половины из вложенных в
производство средств. Однако, успех ленты среди кинопрофессионалов
несомненен — «Зодиак» отобран для участия в основном конкурсе Каннского
кинофестиваля 2007 года.
На май 2008 года запланирована премьера следующей картины Финчера —
драмы «Бенджамин Баттон» по одноимённому рассказу Фрэнсиса Скотта
Фицджеральда с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт в главных ролях. Картина
также будет снята на Thompson Viper и продемонстрирует зрителю
возможности современных технологий. В картине главный герой, которого
играет Брэд Питт, будет проживать жизнь наоборот — то есть с возрастом
молодеть. Снять подобное возможно только сегодня — Финчер делает дубли
как с Бредом Питтом, так и с другими, более молодыми актёрами, на лица
которых затем будет наложено лицо Бреда Питта. Возможности подобной
технологии Финчер уже опробовал, сняв рекламный ролик для популярного в
Америке брэнда попкорна.
Источник: http://www.kinokopilka.ru/people/456-devid-fincher/bio |